Заглицеринила 9 масёл в мини-вариациях. Лень выкладывать всякие не особо сильно отличающиеся мутности по отдельности, вставлять писят никому не нужных фоток и пр. Ограничусь только общими описаниями и бесполезными выводами.
Брала по 100г масел, закладывала 5% пережира (вот только нахрена), по 1:1 воды и щёлочи.
Баттеры до эмульсии вела стеклопалочками, жидкие масла - блендером. Значит, в распоряжении:
1. Кокос EV.
2. Бабассу.
3. Пальма.
4. Лавр нерафинированный.
5. Оливка EV.
6. Рапс.
7. Кукуруза.
8. Подсолнух.
9. Подсолнух нерафинированный (магазинный).
Всё, что без заметок про EV и нерафинированность - соответственно, рафинированное. Далее опускаю упоминания о рафинировании/нерафинировании у всего, кроме подсолнухов.
Для оглицеринивания бралось по 50% спирта, 25% глицерина и 45% сорбита от веса по маслу.
Алгоритм для оглицеринивания взялся такой: 10 дней вызревания закладок ХС, затем натирание и варка сначала с добавлением 25% спирта и 25% глицерина, через 60-75 минут добавление оставшегося спирта, ещё через 30-80 минут вмешивание всего сорбита, затем доварка с периодическими помешиваниями. Разбросы по времени обусловлены "готовностью" каждой массы в переводе на моё терпение. Общее время варки каждой хрени в районе 4-х часов.
За время 10-дневного возлежания до оглицеринивания всё похудело в среднем на 5г, из чего кокос похудел на 7г, а лавр - на 2, всё остальное на 5-6г.
При оглицеринивании мыла из твёрдых масел поиспаряли из себя в среднем 24.5г (23 кокос и по 25 остальные), а жидкие - в среднем 30.5г (по 32г оливка, рапс и кукуруза, а подсолнухи - по 28г).
Это, конечно, всё никому не нужные сведения, но, однако ж, если достаточно интенсивно идёт испарение спирта, то таки вопрос - взятые мной 50% спирта считаются ли как 50% или надо было брать больше? Очевидный ответ, конечно, "герметичность обеспечивать лучше".
После оглицеринивания имеем следующие мути, выложенные в обозначенном выше порядке
Проведу констатацию субъективных впечатлений на основании объективных фактов по основным моментам, характеризующим глицериновые мыла (описываю по убыванию).
Прозрачность и светопропускание.
Как видно по фото, это не смешно всё, но сравнивать как-то надо =)
О какой-то прозрачности общей можно говорить только про кокос и бабассу, поскольку только они позволяют разглядеть через толщину кусочка фонариковое очко, все остальные экземпляры пропускают только свет. По цвету пусть кажется, что кокос должен быть прозрачнее бабассу, но через бабассу светильное место лучше видно и несколько чётче очерчено, а заодно пузырёчки лучше видны у бабассу.
Весьма странный экземпляр - пальмовый. Оглицериненные кислоты настолько неравномерно распределились и усохли, что среди общей мути встречаются проблески достаточно прозрачных мест, прозрачнее бабассовых, то есть. Знать бы, какая кислота там в основе - у нас воцарился бы прозрачный глицериновый мир. Разве что в лабораторию...
Далее среди общей мути жидких масел пропускают свет по убыванию: подсолнух нераф, подсолнух раф, кукуруза-рапс-оливка примерно одинаково, но из-за разницы в оттенках трудно разобраться; по моему восприятию - у оливки из жидких хуже всего.
Лавр на фото видим, ни на какое светопропускание дальше 1см не надеемся)
Твёрдость.
Кокос и бабассу практически одинаково твёрдые, но кокос имеет более звонкий стук, что в нашем случае должно бы означать больше твёрдости за счёт хрупкости.
Пальма, в принципе, твёрдая, но ребро кусочка можно смять.
Оливка твёрже лавра, но оба они для твёрдого мыла явно мягкие.
Прочие экземпляры - разной степени резиновости. После варок идёт 12-й день, а резиновость всё та же.
Кукуруза мягче рапса.
Рафинированный подсолнух мягче нерафинированного.
Всё твёрдое быстро стало твёрдым, оливка тоже вполне себе быстренько затвердела и извлеклась, а резиновые экземпляры замораживала перед извлечением спустя пару дней после заливки.
Рапс и кукуруза вылезли после первой заморозки, подсолнухи замораживала ещё, однако ж рафинированный подсолнух так и остался слишком резиновым для неповреждённого извлечения (на фото видны эллипсовые следы отдирания мыла от формы), нерафинированный - чуть меньше.
Цвет.
Это уже для тех, кто не использует и не собирается помогать перекисью водорода для обесцвечивания глицеринок. Где-то я калякала давненько, что, мол, неясная эта хрень - возможность обесцвечивания перекисью, однако ж в последнее время упроверялась - работает. По крайней мере, что-то оранжеватое до чего-то жёлтого осветлить можно, а что-то жёлтое до бледно-жёлтого - тоже. Итак, цвет.
Выложенная фотка снялась в осветлённом варианте. Это сделано именно для того, чтобы чётче видеть цветовую разницу в тех местах, где глаз затрудняется.
Так, например, и без фото прекрасно видно, что кокос всё равно белый, лавр всё равно тёмно-зелёный, оливка зеленоватая и т. д. Но без каких-то "спецэффектов" цвета подсолнухов практически не различимы на глаз, рапс от кукурузы тоже не отличаются, а пальма с ними двоими смотрится такой же, только темнит из-за какой-никакой склонности к прозрачности.
И вот, значит, на этом фото, отбрасывая напрочь лавр, видим убывание белизны в таком порядке:
кокос,
бабассу и нераф подсолнух - цвет, в общем-то, одинаковый, восприятие меняется в зависимости от того, какие критерии оценивания ставить,
подсолнух раф,
кукуруза,
рапс,
пальма,
оливка.
Это "рейтинг", то есть, совмещённый с прозрачностью, ибо выбирать, что тошнотнее - зеленоватая оливка или грязно-коричневатая пальма - сомнительное удовольствие, но пальма хотя бы делает вид, что стремится к прозрачности.
Зачем я в это дело брала лавр?
Прочитала, что цвет лавра убивается спиртом. Как видим по результату - если это и так, то, по крайней мере, не в таком количестве лавра на взятое количество спирта.
Почему всё это дело ни разу не похоже на хоть что-то, приближенное к действительно прозрачному?
Как вариант - потому что слишком много сорбита, например. Сорбитные растворы со щёлочью никак не назовёшь прозрачными, по крайней мере в вариантах типа 1:1 вода со щёлочью + 5% сорбита от веса масел (что примерно 30-40% сорбита от взятой воды в разных рецептах). Или же сорбит тут не причём - у меня достаточно другой мути было и при 33% спирта с 25% сорбита и 15% глицерина =) Тем не менее, сорбит - официальный опрозрачиватель, я другие не пробовала (типа сахара и фруктозы), хотя, конечно, уже потягивает посравнивать и это.
Ещё, вдруг, могло повлиять количество свободных кислот, ведь в расчёт я закладывала 5% пережира. Но и без пережира мне хватило других мутей =)
Или потому что спирта столько поиспарялось, особенно из жидких масел. Но и без такого испарения спирта мне тоже хватало других мутей =)
В общем-то, решать вопросы по поводу того, какая технология краше - через заклад ХС или сразу ГС, через добавление чего из опрозрачивателей в какое место процесса и т. д. - я не вознамеривалась. И, однако, неучтённых факторов где-то закопано побольше, чем в попытках соблюдать технологию для всех образцов. Быть может, какие-то кислоты лучше опрозрачиваются этанолом, какие-то - сорбитом, ну а глицерин сам по себе не способен создавать никакие иные глицеринки, кроме мутных. Может быть, какие-то кислоты лучше опрозрачиваются, будучи уже омылёнными, а какие-то позже. И т. д., и т. п. По интернету разбросаны достаточно разные сведения, касающиеся совершенно разных граней глицеринового процесса, начиная с рецептов и заканчивая выбором компонентов для опрозрачивания. Как всегда - через пробы и ошибки ищем своё.
А мне понятно только, что в случае варки глицеринки для тела я возьму бабассу и подсолнух =) Стоило на это понимание убивать несколько дней...